В районе 13
храмов и 7 храмовых комплексов и ансамблей, среди них два монастырских. Храмы
относятся к концу XVII - XIX вв. и построены в традициях барокко, классицизма,
эклетики, неорусского и русско-византийского стилей. Ныне в районе 11 приходов.
Ведутся активные работы по восстановлению частично утраченных храмов. В Юже
сохранились исторические постройки конца XIX начала XX столетия. Богодельня
(1894 г.), ныне школа №6, здание бывшей гимназии (1912 г.), ныне школа №3, дача
А.Я.Балина, ныне детский сад, а также Народный дом, ныне Дом культуры,
построенный в 1910 году, в ознаменование 25-летнего юбилея Товарищества Балина,
в котором были сосредоточены основные «полезные и разумные учреждения, дающие
возможность служащим и фабричным рабочим свое свободное от работы время и свой
досуг провести весело и полезно». Построенный по проекту архитектора Герлиха,
Народный дом стал украшением города. Как отмечали современники, такому
Народному дому мог бы позавидовать и губернский город. Зрительный зал с
балконами мог вместить до 1000 человек. Сцена была оборудована по последнему
для того времени слову техники.
В районе
установлены 2 памятных знака Д.Пожарскому: в местечке Борок, в честь 420-летия со
дня рождения князя Д.М.Пожарского, в селе Мугреево-Никольское памятный знак в
виде природного камня с надписью: «Мугреевская вотчина князя Дмитрия
Михайловича Пожарского – спасителя Москвы и всей России от польских захватчиков
в 1612 году».
На территории
района имеется 18 археологических памятников, подтверждающих существование
здесь древних людей, в том числе у села Волокобино, села Мордовское, поселка
Холуй и других населенных пунктов.
В 1721 году на
берегу Тезы была построена деревянная вальцовая мельница – шедевр древнерусской
мукомольной промышленности, прославившаяся помолом лучших сортов муки. На помол
съезжались крестьяне со всей округи а так же из-под Шуи, Коврова, Вязников. В
наши времена обмелевшая Теза представляет собой реку-музей старинных деревянных
сооружений. Построенные в 1834-1837 годы без единого гвоздя, без цемента и
бетона, деревянные шлюзы и плотины являются уникальнейшей действующей шлюзовой
системой.
Храмы
Святозерский женский монастырь (Святозерская пустынь)
Ивановская обл., Южский р-н, п.Мугреевский
Ансамбль
Светозерского монастыря (церковь Афонасия Афонского и Преображенская). Постройка середины
XVIII - XIX в.
Расположен на
берегу Святого озера, среди болот, на холме, носящем название Грива.
Легенда
связывает основание пустыни с именем некоего старца Филарета, поселившегося в
начале XIV в. в пещере, вырытой в холме. На месте колодца, выкопанного старцем,
со временем образовалось обширное озеро, получившее в народе название Святое.
Еще в XIX в. местность эта, окруженная густыми лесами и болотами, продолжала
носить название Филаретовской.
В конце XIV в.
отшельническая обитель привлекла внимание митрополита Киприана, окончательно
утвердившегося на московской кафедре в 1390 г. Киприан поставил здесь первую
деревянную церковь Преображения. Как митрополичье владение пустынь существовала
и в 1-й половине XV в., при преемнике Киприана митрополите Всероссийском Фотии.
Пребывание здесь в 1411 г.
спасло Фотия от пленения отрядом татарского царевича Талыча. В память об этом
чудесном спасении митрополит построил здесь новую деревяннуюцерковь Рождества
Богородицы. Вероятно, при Фотии пустынь превратилась в мужской монастырь под
наименованием Свято - Езерского Спасского Сенегского (в полное название
монастыря входит второе местное название озера - Сенга - озеро). Очевидно, в
начале XVII в. - в период Смуты - пустынь, как и многие другие поселения этой
местности, была разорена: по описи 1680 г., в пустыни не было старых церквей, но
вместо них упоминаются новые деревянные храмы: теплый Иверский и холодный
Афанасия Афонского. Вблизи церквей на отдельно стоящих столбах висели четыре
колокола. Известно, что находящаяся в это время в ведении Суздальской и
Юрьевецкой епархии пустынь содержалась на средства князей Пожарских, владевших
с 1608 г.
расположенным поблизости селом Нижний Ландех. Традиция эта была продолжена и
новыми хозяевами села князьями Черкасскими, получившими Нижне-Ландехскую
вотчину в 1682 г.
Пожар 1719 г.
привел к перестройке церкви Афанасия Афонского с созданием при ней теплой
трапезной, что вряд ли было возможно без помощи тех же Черкасских.
В течение всей
1-й половины XVIII в. наблюдается угасание пустыни. В 1752 г. здесь было всего
пять монахов, 15 декабря 1753
г. обе деревянные церкви и отдельно стоящая колокольня
сгорели. После пожара уцелела лишь часть братских келий, в одной из которых
некоторое время проводили богослужение. В 1757 г. здесь была
поставлена новая деревянная теплая Иверская церковь, после чего началось
строительство первого кирпичного храма Афанасия Афонского, затянувшееся из-за
недостатка средств на 24 года.
В 1764 г.в связи с
общегосударственной политикой секуляризации церковных владений, Святоезерская
пустынь была упразднена. Помимо двух церквей, деревянной Иверской и строящейся
каменной Афанасия Афонского, к этому времени в обители, окруженной деревянным
забором, существовали: деревянная "на столбах" (очевидно, каркасная),
крытая тесом колокольня с семью колоколами, шесть деревянных келий, два житных
амбара, скотный двор. С упразднением пустыни ее храмы были переданы приходу, а
к концу 18 в. рядом с ними остались лишь два дома - священника и пономаря. К 1831 г. из двух обветшавших
храмов было решено оставить один - Афанасия Афонского, пристроив к нему вместо
разобранной деревянной церкви южный Иверский придел, освященный в 1834 г. Несмотря на
отдаленность и бедность, бывшая пустынь продолжала пользоваться особым
почитанием окрестных жителей и новых владельцев Нижнего Ландеха князей
Щербатовых. Это способствовало стихийному восстановлению пустынножительства
здесь уже в 1-й пол. 19 в.
Территория
пустыни прямоугольная, в центре Казанский собор с уникальной акустикой, ниже
церковь Афанасия Афонского и церковь Преображенская. В 1993 году восстановлена
община, а в апреле 1998 года состоялось открытие Святозерской пустыни, как
женского монастыря.
Смоленская церковь
Ивановская обл., г.Южа, ул.Старая Южа
Храм известен с
XVII в. Был деревянным, с престолом во имя святителя Николая Чудотворца.
несколько раз перестраивался. На месте деревянного храма, пришедшего в
ветхость, прихожане на собственные средства возвели каменный, который был
освящен в 1795 году во имя Смоленской иконы Божией Матери, придел - во имя
святителя Николая.
Восстанавливается.
Музеи
Дом ремесел Туристов встречают русские красавицы с "хлебом-солью". Проводится мастер-класс по различным видам ремесел: холуйская роспись, береста, соломка, плетение поясов,изготовление кукол-закруток и др. Имеется выставочный зал.
В Южском доме ремёсел открыты и действуют экспозиции
"Русская изба 19 века", "Жилая комната 50-х - 60-х годов 20
века", выставка народных умельцев "Добрым людям на загляденье".
Музей театра
30 октября 2004 года к юбилею народного театра, которому
исполнилось 110 лет, в Доме культуры открыт музей.
Музей разделен
на две части. Первая часть – историческая. В ней представлены материалы Х1Х
века : мебель, театральный реквизит, костюмы, парики, театральные афиши того времени.
Вторая часть – современная жизнь театра: малая сцена, портреты современных
актеров разных поколений, фотографии сцен современных постановок. Здесь кроме
сцен из спектаклей проводятся музыкальные салоны.
Здесь Вы можете посетить гримёрную театра, посмотреть фрагмент спектакля,
узнать интересную историю нородного дома, сыграть партию на бильярдном столе 19
века.
Музей кукол в ДЮЦ
"Музей кукол" по своим размерам довольно небольшой,но его яркость и динамичность позволяют посетителям окунуться в необычную атмосферу. В музее представлены различные виды кукол: портретные куклы, ростовые куклы, куклы-марионетки, куклы, изготовленные в технике скульптурной пластики. Здесь можно встретить главного персонажа уличных представлений - Петрушку, цыганский табор, сказочных героев, "живых" марионеток и т. п. Посетители музея могут не только посмотреть кукольное представление, организованное работниками Юношеского центра, но и самостоятельно изготовить портретную куклу, которую могут забрать с собой в качестве сувенира.
Архив
Здесь представлена краеведческая экспозиция "Свет прошлого". В экспозиции выделены три основные темы: история г.Южи, Д.М. Пожарский, мануфактура Балина. Большинство экспонатов предоставлены жителями г.Южи и Южского района.
Уже 4-й год в
Юже постоянно проводится и набирает силу форум научной, церковной
общественности и интеллигенции, заинтересованной в сохранении богатого
исторического наследия Южской земли, наследницы древнего Стародубского
княжества, – Пожарские Неопалимовские краеведческие чтения. Форум объединяет
работу представителей 5 областей – Ивановской, Московской, Владимирской,
Ярославской и Костромской, а если учесть людей, заочно предоставляющих свои
материалы или участвующих в обсуждении проблем – то ещё из Нижегородской
области и Красноярского края.
Был создан
постоянный рабочий орган – Общественный совет по музеификации и сохранению
исторического наследия Южской земли.