Среда
27.11.2024
13:01
 
Центральное Бюро Путешествий "Южа"
Главная
Навигация

История

Главная » > » История » Холуй

Музеи Холуя

ПАМЯТНЫЕ МЕСТА, ХРАМЫ И МУЗЕИ ХОЛУЯ


Храмовый комплекс: церкви Троицы и Введения


    Расположен в центре поселка, на левом (северном) берегу Тезы. Состоит из летней Троицкой и зимней Введенской церквей и сторожки, окруженных оградой с угловой башенкой, двумя часовнями и воротами.

    Церковь Троицы построена в 1748 - 50 гг. вместо прежней деревянной на средства прихожан и пожертвования астраханского епископа Мефодия, уроженца Холуя. Его же "иждивением" в 1775 г. рядом сооружена зимняя церковь Введения. Церковь Троицы, согласно документам, должна была строится по образцу Казанской церкви в Суздале, однако в действительности совершенно на нее не похожа. Церковь Введения выполнена в архаических формах архитектуры середины XVII в.

    На рубеже XVIII - XIX вв. комплекс обнесен металлической оградой на каменных столбах с угловыми башенками и двумя воротами с востока и запада. Во 2-ой половине XIX в. у западных ворот возведена часовня - сторожка, а расширившийся за счет кладбища участок получил новую ограду с западной и восточной сторон - с двумя часовнями на юго - западном и северо - восточном углах. В плане территория комплекса образует неправильный четырехугольник.

 

Борковская Троице-Николаевская пустынь (недействующая)


    Монастырь расположен в километре от поселка Холуй на левом берегу реки Теза. Он был основан в 1650 году князем И.Д.Пожарским по завещанию его отца, известного героя смутного времени Дмитрия Пожарского. По преданию, когда он вел российское войско для избавления Москвы от поляков, то дал обет построить в случае удачи монастырь в честь Николая Чудотворца на месте первой стоянки войска недалеко от Холуя. Икона этого святого была пожертвована в монастырь.

    В 1764 году монастырь закрыли по указу Екатерины II, однако вскоре он возродился стараниями уроженца Холуя астраханского епископа Мефодия. Во второй половине XVII века были выстроены два храма и настоятельский корпус, а в середине XIX века - братский корпус. Сейчас ансамбль является интересным примером монастырского строительства XVII века, однако в облике зданий заметны традиции предшествующего столетия. Сохранились с небольшими перестройками Казанская церковь (1765), Троицкий собор (1774), жилые и хозяйственные постройки (XVII - XIX веков).


 

ХОЛУЙСКИЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

    Музей Холуйского искусства был создан на общественных началах в 1959 году.

Тогда главной целью собирательства была холуйская миниатюрная живопись. Но вскоре коллекция музея приобрела комплексный характер: жители поселка и окрестностей приносили сюда предметы быта, иконы, старопечатные и рукописные книги, строчевышитые изделия, живописные полотна холуйских мастеров. Совет музея обращался в различные музеи страны с просьбой помочь в сборе экспонатов. Откликнулись Эрмитаж, Русский музей, Музей народного искусства и другие учреждения, которые передали на постоянное хранение в Холуй большое количество ценных предметов.

   В настоящее время собрание МХИ включает в себя около 5 тысяч единиц хранения. Среди них живопись, графика, скульптура, образцы декоративно-прикладного искусства. Значительную часть коллекции музея составляют иконы, многие из них подписные и точно датированные, что позволяет подробно проследить историю Холуйской иконописи.

В основе коллекции скульптуры - уникальные деревянные произведения XVIII-XIX веков. Гордостью Холуйского музея является коллекция вышивки XIX - начало XXI вв. Это накидки, полотенца, портьеры, скатерти и другие предметы, выполненные в традиционной для Холуя технике белой глади и вышивки-строчки.

   Используя свое фондовое собрание, МХИ проводит выставки древнерусского искусства, с использованием икон, прорисей, скульптуры, рукописных книг, церковной утвари.

Самым обширным в экспозиции МХИ является раздел лаковой миниатюры, в котором представлены работы основоположников этого искусства и произведения молодых художников. Это дает возможность проследить развитие холуйского искусства от истоков до современного состояния, ощутить многообразие сюжетов лаковой миниатюры, в основе которых сказки, былины, легенды, реальные исторические события, картины природы. В этом же разделе экспозиции воссоздана рабочая комната художника - миниатюриста.

Экспозиции и выставки Музея Холуйского искусства постоянно обновляются. Поэтому туристы, посещающие МХИ, могут увидеть творчество холуйских мастеров во всем его многообразии. 

 

    1 июля 1934 года образовались «Холуйские художественные мастерские». И сегодня Холуй известен как один из центров лаковой миниатюрной живописи на папье-маше.

    Холуйские произведения посвящены мудрым сказкам, былинам, фольклору, истории. Особое место занимает неповторимый архитектурный пейзаж.

    Секрет плодовитости местных художников заключается, наверное, в том, что этот «медвежий уголок» до сих пор остается нетронутым цивилизацией. Даже Петр Первый не разрешал рубить березы в Холуе, чтобы не нарушить пейзаж, вдохновляющий художников. Стараются сохранить атмосферу русского пейзажа и сельского колорита и нынешние потомки холуйских матсеров. И в самом деле, здесь, вдали от плодов технического прогресса, еще остался тот неповторимый колорит народной души, практически уничтоженный в «цивилизованной» России.

Категория: Холуй | Добавил: Le (09.07.2009)
Просмотров: 1739
Навигация


Copyright 2024 © ООО ЦБП "Южа Видео Тур"_