Расположен в
центре поселка, на левом (северном) берегу Тезы. Состоит из летней Троицкой и
зимней Введенской церквей и сторожки, окруженных оградой с угловой башенкой,
двумя часовнями и воротами.
Церковь Троицы
построена в 1748 - 50 гг. вместо прежней деревянной на средства прихожан и
пожертвования астраханского епископа Мефодия, уроженца Холуя. Его же
"иждивением" в 1775 г. рядом сооружена зимняя церковь Введения.
Церковь Троицы, согласно документам, должна была строится по образцу Казанской
церкви в Суздале, однако в действительности совершенно на нее не похожа.
Церковь Введения выполнена в архаических формах архитектуры середины XVII в.
На рубеже XVIII
- XIX вв. комплекс обнесен металлической оградой на каменных столбах с угловыми
башенками и двумя воротами с востока и запада. Во 2-ой половине XIX в. у
западных ворот возведена часовня - сторожка, а расширившийся за счет кладбища
участок получил новую ограду с западной и восточной сторон - с двумя часовнями
на юго - западном и северо - восточном углах. В плане территория комплекса
образует неправильный четырехугольник.
Монастырь
расположен в километре от поселка Холуй на левом берегу реки Теза. Он был
основан в 1650 году князем И.Д.Пожарским по завещанию его отца, известного
героя смутного времени Дмитрия Пожарского. По преданию, когда он вел российское
войско для избавления Москвы от поляков, то дал обет построить в случае удачи
монастырь в честь Николая Чудотворца на месте первой стоянки войска недалеко от
Холуя. Икона этого святого была пожертвована в монастырь.
В 1764 году
монастырь закрыли по указу Екатерины II, однако вскоре он возродился стараниями
уроженца Холуя астраханского епископа Мефодия. Во второй половине XVII века
были выстроены два храма и настоятельский корпус, а в середине XIX века -
братский корпус. Сейчас ансамбль является интересным примером монастырского
строительства XVII века, однако в облике зданий заметны традиции
предшествующего столетия. Сохранились с небольшими перестройками Казанская
церковь (1765), Троицкий собор (1774), жилые и хозяйственные постройки (XVII -
XIX веков).
ХОЛУЙСКИЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Музей Холуйского искусства был создан на общественных
началах в 1959 году.
Тогда главной целью собирательства была холуйская
миниатюрная живопись. Но вскоре коллекция музея приобрела комплексный характер:
жители поселка и окрестностей приносили сюда предметы быта, иконы,
старопечатные и рукописные книги, строчевышитые изделия, живописные полотна
холуйских мастеров. Совет музея обращался в различные музеи страны с просьбой
помочь в сборе экспонатов. Откликнулись Эрмитаж, Русский музей, Музей народного
искусства и другие учреждения, которые передали на постоянное хранение в Холуй
большое количество ценных предметов.
В настоящее время собрание МХИ включает в себя около 5
тысяч единиц хранения. Среди них живопись, графика, скульптура, образцы
декоративно-прикладного искусства. Значительную часть коллекции музея
составляют иконы, многие из них подписные и точно датированные, что позволяет
подробно проследить историю Холуйской иконописи.
В основе коллекции скульптуры - уникальные деревянные
произведения XVIII-XIX веков. Гордостью Холуйского музея является коллекция
вышивки XIX - начало XXI вв. Это накидки, полотенца, портьеры, скатерти и
другие предметы, выполненные в традиционной для Холуя технике белой глади и
вышивки-строчки.
Используя свое фондовое собрание, МХИ проводит выставки
древнерусского искусства, с использованием икон, прорисей, скульптуры,
рукописных книг, церковной утвари.
Самым обширным в экспозиции МХИ является раздел лаковой
миниатюры, в котором представлены работы основоположников этого искусства и
произведения молодых художников. Это дает возможность проследить развитие
холуйского искусства от истоков до современного состояния, ощутить многообразие
сюжетов лаковой миниатюры, в основе которых сказки, былины, легенды, реальные
исторические события, картины природы. В этом же разделе экспозиции воссоздана
рабочая комната художника - миниатюриста.
Экспозиции и выставки Музея Холуйского искусства
постоянно обновляются. Поэтому туристы, посещающие МХИ, могут увидеть
творчество холуйских мастеров во всем его многообразии.
1 июля 1934
года образовались «Холуйские художественные мастерские». И сегодня Холуй
известен как один из центров лаковой миниатюрной живописи на папье-маше.
Холуйские
произведения посвящены мудрым сказкам, былинам, фольклору, истории. Особое
место занимает неповторимый архитектурный пейзаж.
Секрет
плодовитости местных художников заключается, наверное, в том, что этот
«медвежий уголок» до сих пор остается нетронутым цивилизацией. Даже Петр Первый
не разрешал рубить березы в Холуе, чтобы не нарушить пейзаж, вдохновляющий
художников. Стараются сохранить атмосферу русского пейзажа и сельского колорита
и нынешние потомки холуйских матсеров. И в самом деле, здесь, вдали от плодов
технического прогресса, еще остался тот неповторимый колорит народной души,
практически уничтоженный в «цивилизованной» России.