ИСТОРИЯ ПАЛЕХА
Палех, палех - ты ковер растений Стройных,изумрудных, молодых. Палех, ты - страна Россия, Краше и прекрасней стран других!
Палех стоит на
холме, среди полей и лесов, разделяемых на две части рекой Палешкой, имеется много родников, прудов. Через Палех проходит окружная шоссейная
дорога на Н. Новгород, а также дорога на Южу, имеется автовокзал и две
гостиницы. Расстояние по шоссе от п.Палех до г.Иваново — 64 км.
Ближайшая железнодорожная станция в 30 км. от Палеха в г.Шуе.
Село Палех — старинное русское село Владимиро-Суздальской земли, один из центров древнерусского искусства. Население — 6400 человек, из них 500 художников, живущих в рамках своего сообщества. Палех до 1947 года был селом, затем на основании Указа Верховного Совета РСФСР от 23.04.1947 года был переименован в поселок. Точная дата возникновения Палеха неизвестна, но сохранившиеся в летописях записи свидетельствуют, что он существовал до XV века. История Палеха уходит в глубокую древность. Палех — название угро-финского происхождения. Результаты археологических раскопок подтверждают, что издавна на территории края обитало одно из многочисленных угро-финских племён. Угро-финны полностью растворились среди славян, которые постепенно заселяли северо-восточные земли Руси и их языковая культура прослеживается лишь в географических названиях — Пурех, Палех, Ландех, Лух, Люлех. Сохранилось поверье, рассказанное местной жительницей Фелицатой Григорьевной Паликиной о происхождении названия Палех.
«… Глухие леса стояли, населения никакого не было… случился в лесу большой пожар… от «молоньи». Спалил пожар все дерева на горе. А вскоре люди тут объявились ис тех, что вольной жизни искали, то ли от татарского набега, то ли от боярского ярма бежали. Гору Палёной нарекли, а то — Палихой. И село стали Палехом называть». Есть и легенда: "Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когда на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разорённое население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса, была великая палиха — отсюда и пошло название Палех". Ещё во времена князя Андрея Боголюбского (сына Юрия Долгорукого) во Владимиро-Суздальском княжестве начали развиваться ремёсла, в том числе и иконописание. Если ранее иконы изготавливались в монастырях, то начиная с XIII века возникают целые мастерские, объединяющие иконописцев из посадского населения. Искусство в виде кустарного производства продолжало жить и при татаро-монгольском иге. В этот период вместо больших икон большое распространение получили маленькие иконки, которые можно было носить с собой. Бежавшие от татар в глухие места горожане из Владимира и Суздаля, основавшие Палех, занесли сюда и иконописное ремесло. Распространение икон офенями, так называемыми "ходебщиками”, среди деревенских поселений привело к созданию дешёвой иконы и вызвало массовость и быстроту её производства в Шуе и Холуе, расположенных на торговых путях. В грамоте 1668 года о приведении в порядок иконописания обращается внимание на распространение "расхожих”, дешёвых икон и сказано, что "вместе с холуянами и кинешемцами зазираются и палешане”. Правда, для Палеха писание расхожих икон не было характерно. Из-за постоянного бездорожья он редко посещался офенями, что способствовало своеобразию развития палехского искусства. Там долго сохранялись старые иконописные традиции. В 16–17 вв. в селе - начало расцвета старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси. В 18 веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный в последствии «палехскими письмами». Палехские иконы славились особой тонкостью письма, темперными красками с применением золота на одеждах святых. Точная дата возникновения палехской иконописи письменными источниками не установлена. В основе стиля палехской иконописи лежат традиции древнесуздальской школы и некоторые особенности московского иконописания 15—16 вв. («Акафист Спасителю» — середина 18 века, «Акафист Богородице», «Преображение» — конец 18-го – начало 19 веков). Многие произведения палехской иконописи создавались под влиянием западноевропейского искусства и русской академической школы, так называемое «фряжское» письмо («Не рыдай мене, Мати — 1769 г.). В начале 20 века иконописный промысел в Палехе практически прекратился. В 1920 году палешане занялись росписью деревянных изделий, но это дело не привилось. Современный Палех — один из признанных центров лаковой миниатюры. После революции 1917 года иконописцам Палеха пришлось искать новые пути применения своих творческих сил. Палешане создали новый стиль миниатюрного письма, отличающийся особой тонкостью художественных приёмов. Эпоха с 1923 по 1927-28 годы была временем самых заметных сдвигов и завоеваний, временем самой настойчивой творческой работы мастеров. Новое содержание, новый строй образов, новые материалы и техника внесли глубокие изменения в формы традиционного иконописания. Палехскую лаковую миниатюру знают и ценят во всем мире. Повсему свету разошлись и продолжают расходится сегодня, прекрасные в своей изысканности и утонченности ларцы и шкатулки, панно и футляры, броши и пудренницы, портсигары и коробочки. Сегодня они демонстрируются в выставочных залах музеев, составляют гордость частных коллекций и прсто используются в утилитарных целях, украшая быт их владельцев.
|