ИСТОРИЯ ШУИ
Есть основания предполагать, что город существовал уже в середине XIV века в составе Суздальско-Нижегородского княжества. Впервые Шуя упоминается в летописях в 1393 году как значительный населённый пункт в Новгородской земле. С 1403 года упоминаются князья Шуйские, которые владели городом на протяжении почти 200 лет. Первое документальное свидетельство о городе Шуя относится к 1539 году. Под этой датой Шуя упоминается в Никоновской летописи среди городов, разоренных казанским ханом Сафа-Гиреем. До этого город был известен под названием Борисоглебская слобода, в честь расположенной в нём церкви Святых Бориса и Глеба.
Древнее поселение на месте Шуи основали, вероятно, угро-финские племена чудь и меря (западные мари); и название его может происходить от финского слова «суо» — болото, озеро, болотистая местность. Согласно другой версии, наименование восходит к древнеславянскому «ошую», то есть «слева», «по левую руку» (в данном случае «на левом берегу»).
Существуют предания об этом городе, «что он есть один из самых древних городов и был некогда Столицею Белой России, и что само слово Шуя на сарматском языке значит Столица».
Род Шуйских ведет свое начало от Василия Кирдяпы — одного из Суздальских князей. Представителем этого рода был Василий Иванович Шуйский — последний царь из рода Рюриковичей (годы правления 1606—1610), после него на Российский престол взошла династия Романовых. Как повествуют легенды, Василий Шуйский часто наведывался в свою вотчину, чтобы поразвлечься соколиной охотой. В селе Мельничном (ныне пригород Шуи), по преданию, похоронена дочь царя княжна Анна. В Шуйском кремле (ныне территория пл. Союзной) были осадные дворы, принадлежавшие князю И. И. Шуйскому, князю Д. М. Пожарскому и др.
Внимание царствующих особ к городу не ослабевало на протяжении многих веков. Иван Грозный во время похода на Казань в 1549 году посетил Шую и вскоре включил ее в числе других 19 городов в состав опричнины (1565—1572), объявив своей собственностью. Затем в 1572 году по духовной грамоте Ивана Грозного Шуя переходит в наследство его сыну Федору.
В 1609 г. город был разорён поляками, а в 1619 — литовцами.
В 1722 году по пути в Персидский поход в Шуе побывал Пётр I . Он остановился в городе, чтобы приложиться к местной святыне — чудотворной иконе Шуйско-Смоленской Божией Матери. Икона была написана шуйским иконописцем в 1654—1655 годах, когда в городе свирепствовала моровая язва. Вскоре после написания иконы эпидемия прекратилась, а образ Божией Матери явил чудодейственные исцеления больных. Петр I тоже избавился от недуга и хотел увезти чудотворную икону в Санкт-Петербург. Горожане, узнав об этом, упали перед царем на колени и умолили оставить Небесную Покровительницу и Заступницу города в Шуе на своем месте в Воскресенском храме.
В 1729 году в Шуе некоторое время жила дочь Петра I царевна Елизавета, которая любила охотиться в окрестных лесах.
Побывал в Шуе и еще один наследник престола. В 1837 году, путешествуя по России в сопровождении известного русского поэта В. А. Жуковского, Шую посетил будущий император Александр II. Познакомившись с достопримечательностями города, цесаревич удостоил своим посещением дома наиболее знаменитых горожан — богатейших купцов Посылиных и Киселевых.
Развитию промышленности и торговли в Шуе способствовало удобное положение города на судоходной реке Тезе. В Шуе имелся большой гостиный двор (на месте современного Гостиного двора). Торговать в Шую приезжали иногородние и иностранные купцы — в 1654 г. в гостином дворе была лавка английско-архангельской торговой компании. В это же время Шуя славилась ярмарками.
В 1781 г. российская императрица Екатерина Великая издает указ об образовании Владимирского наместничества и утверждает герб города Шуи. Старинный герб Шуи представлял собой щит, разделенный на две части. В верхней части стоящий на задних лапах львиный леопард — символ губернского города Владимира; в нижней части — «на красном поле брус мыла, означающий славные находящиеся в городе мыльные заводы». Действительно, мыловарение было самой древней промышленностью города Шуи, первое упоминание о них находим в писцовой книге Афанасия Векова 1629 г. Уже в XVI веке определился промышленный характер города Шуи. Наряду с мыловарением другим старинным промыслом Шуи был овчинно-шубный. Он особенно процветал в XVI—XVII веках, поэтому царя Василия Шуйского в народе называли «шубником».
С давних времен развивался в Шуе текстильный промысел — изготовление льняных тканей. Ткачество холстов производилось во многих крестьянских избах и в домах посадского населения города Шуи на деревянных ткацких станах. С середины XVIII века в Шуе появляются ткацкие полотняные мануфактуры, самая первая мануфактура купца Якова Игумнова была открыта в 1755 г. Однако уже к концу XVIII века всемирный рынок завоевывает хлопок. Шуйские купцы — династия Киселёвых — были первыми предпринимателями, кто наладил поставку хлопчатобумажной пряжи из Англии не только в Шую, но и ее окрестности. Параллельно Кисёлевым быстро развивались фабрики купцов братьев Посылиных. Продукция посылинских мануфактур была удостоена большой золотой медали на Первой Всероссийской выставке мануфактурной промышленности в Санкт-Петербурге в 1829 г. «Этот купеческий дом в Шуе искони богатый, расчетливый и настойчивый в исполнении задуманных предприятий, имеет все средства вещественные и невещественные, чтоб сделать свою прядильную фабрику одним из первых заведений в государстве», — так русский писатель Дмитрий Шелехов в середине XIX века отзывался о тех, кто стоял у истоков шуйской текстильной промышленности.
Шуйское купечество сыграло важную роль в благоустройстве и создании архитектурного облика города. Силуэт Шуи определяли храмы. К 1917 г. в городе было 20 церквей. Шедевром русского зодчества первой половины XIX века по праву считается комплекс Воскресенского собора с его всемирно известной 106-метровой колокольней — первой в Европе среди звонниц, стоящих отдельно от храмов. В 1891 г. на третий ярус колокольни был поднят седьмой по величине колокол в России (весом 1270 пудов). Он был отлит в Москве на средства крупнейшего фабриканта М. А. Павлова. С 1991 г. Воскресенский собор является подворьем Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря — шуйской православной обители, известной с 1425 г.
В 1922 году большевистские власти Шуи по указанию из Москвы приступили к изъятию церковных ценностей, в том числе освящённых предметов, непосредственно используемых священнослужителями при службах. 15 марта 1922 года прихожане и священники Воскресенского собора вышли на Соборную площадь, чтобы защитить собор от разграбления безбожниками. Для подавления народного выступления власти применили военную силу. По людям, в том числе женщинам и детям, был открыт пулемётный огонь. Четверо шуян, и среди них девочка-подросток, были убиты на месте. Менее чем через 2 месяца, 10 мая 1922 года по приговору сфальсифицированного суда были расстреляны протоиерей собора Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Пётр Языков. Это событие, как сказал позднее Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, занимает особое место в истории отношений советской власти к Церкви. Народное сопротивление в уездном городке положило начало мужественному стоянию за веру православную и стало первым кровопролитием в ходе кампании по изъятию церковных ценностей.
Шуя всегда была связана с российской культурой. Шуйское духовное училище, одно из старейших в России, закончил Иван Владимирович Цветаев, создатель московского Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. А. С. Пушкина, знаменитая «Волхонка», отец выдающейся поэтессы «серебряного века» Марины Цветаевой). Шуя — родина Константина Бальмонта, замечательного лирика, «стихийного гения» русской поэзии, который по праву считается зачинателем русского символизма.
В шуйской земле покоятся все предки поэта, здесь сохраняются в неизменном историко-культурном ландшафте XIX — нач. XX века. дом поэта, здания гимназий, где он учился и другие мемориальные места (парк, территория усадьбы родителей и т. д.).
Шуя - провинциальный город, который, как и многие другие, имеет свою необычную историю.
Город Шуя - обласканый царями, сыграл особую роль в свержении русской монархии.
Город Шую - жгли татары, большевики разрушали храмы.
Город Шую - постарались отодвинуть на задворки истории.
Но город живет. И благодаря неравнодушным людям и местным краеведам, история города незабыта и преподносит немало любопытных фактов.