Дата постройки:Между 1893 и 1900 годом. Адрес:
ул. Колотилова, д. 44.
Описание:В конце XIХ векаполучает распространение новый вариант
"русского" стиля, сторонники которого пытались подражать
архитектуре ХVII века. Этот период воспринимался как время наивысшего
проявления русского художественного гения, как подъём и становление русского московского
стиля, отличающегося богатством отделки. Наследие древнерусского
зодчества ХVII века, развитие которого было насильно прервано реформами Петра
I, считалось основным источником для нового творчества. Своей задачей зодчие
считали возрождение
допетровской архитектуры.
Интересным памятником этого периода является Преображенская церковь. Закладка
храма состоялась 27 августа 1889 г.
Строилась церковь в течение четырёх лет на средства фабриканта М.Н.Гарелина и
была торжественно освящена 24 августа 1893 года. Проект церкви
разработал известный московский архитектор Александр Степанович Каминский.
Фасады основного объёма храма завершены кокошниками, а углы - шатровыми
башенками. Венчается храм восьмериком с пятью главами на высоких гранёных
барабанах. Пышные наличники и карнизы, двухъярусные кокошники и другие
архитектурные детали придают зданию нарядный облик. С западной стороны к храму
примыкает высокая шатровая колокольня, где первоначально размещались 12
колоколов. Три входа в храм выделены шатровыми крыльцами.
Многие детали отделки церкви заимствованы из зодчества конца ХVII века.
Неподалёку от главного входа в храм выстроили двухэтажный кирпичный дом причта.
В центральной части храма был установлен трёхъярусный, а в приделах
преподобномученика Никона и Иверской иконы Божьей Матери - двухъярусные иконостасы,
выполненные по рисункам Александра Степановича Каминского. Иконы для них
написал московский художник Я.И.Ручкин. Кроме того, из домашней
молельни Гарелиных в храм перенесли несколько старинных, богато украшенных
икон. Настенную живопись в храме выполнил художник И.В.Белоусов. Впоследствии
М.Н.Гарелин и его жена были похоронены во дворе церкви против алтаря. Первоначально
Преображенская церковь была рассчитана на 700 человек - жителей
деревни Рылиха, которая существовала на окраине Иванова с начала ХVII века.
После постройки храма она стала называться селом Преображенским и вошла в
состав города после Февральской революции 1917 года. С 1931 года
храм использовался одновременно двумя православными общинами - традиционного и
обновленческого направлений, перешедшими в Преображенскую церковь из закрытого
Покровского собора, а затем и из Успенской кладбищенской церкви. Такое
использование храма приводило к постоянным конфликтам. Решением облисполкома 19 мая 1940
года церковь закрыли, внутреннее убранство уничтожили.
Через два года верующие обратились с просьбой о регистрации православной общины
и с 17 ноября 1944 года в церкви возобновились богослужения. После создания
Иваново-Шуйской, затем Иваново-Кинешемской епархии Преображенская церковь стала
кафедральным собором.
Боковые приделы освятили в честь Николая Чудотворца и Казанской иконы Божьей
Матери. Настенная живопись и внутреннее убранство воссоздавались в послевоенный
период. Резной золочёный иконостас в стиле барокко привезли в 1956 году из села
Сараево Фурмановского района. Это село в ХVIII веке принадлежало А.В.Суворову.
Описание: Свято-Введенский женский
монастырь основан
27 марта1991 года при Свято-Введенском храме г.
Иванова архимандритом
Амвросием (Юрасовым). Около 250 насельниц и насельников, 3 подворья,
1 пустынь, 3 храма, 1 домовая церковь. Во Введенском храме покоятся мощи
новомучеников Российских - святителя Василия Кинешемского и блаженного Алексия
Елнатского. В 1900
году на
общественном сходе жителей местечек Ушаково и Ямы было принято решение о
строительстве храма. Инициативную группу возглавили вначале крестьяне Е.К.Елин и
И.И.Волков. В дальнейшем была создана строительная комиссия, в
которую, кроме них, вошли крестьяне С.С.Воронин, М.И.Киселёв и управляющий
вотчинной конторой Шереметевых К.Ф.Кнорре. Земельный участок для постройки
предоставил граф Сергей Дмитриевич Шереметев, которому тогда принадлежали
значительные территории в местечке Ушаково, нередко называвшиеся "графской
землей". 21 мая 1901 года состоялась торжественная закладка храма.
Средства для строительства
собирались путём частных пожертвований. Наиболее значительные суммы
выделили Н.Г. и Н.Х.Бурылины, фирма "Товарищество мануфактур П.Витовой с
сыновьями", а также И.К.Маракушев, М.Н.Гарелин, И.А.Соколов и другие купцы
и фабриканты. Поступали собранные средства от коллективов рабочих и служащих,
анонимные пожертвования. Летом 1907 года строительство закончили и храм
был освящён
архиепископом Владимирским и Суздальским Николаем. Главный престол
посвятили Введению во храм Богородицы, боковые - Фёдору Тирону и Николаю
Чудотворцу. Проект храма разработал владимирский архитектор Пётр Густавович Беген,
а наблюдение за строительством проводил местный архитектор А.Ф.Снурилов. В отличие от церкви иконы Владимирской Божьей Матери, в оформлении фасадов Введенского храма использованы
мотивы византийской архитектуры. Внутри установили резной трёхъярусный иконостас,
выполненный в мастерской А.И.Шорохова на средства Н.Г. и Н.Х.Бурылиных. Пол из
цветных метлахских плиток устроили на средства А.И.Гарелина. К юго-западу от
храма находилась деревянная колокольня. Во время создания
храма почти все члены строительной комиссии из неё вышли и завершались работы
под руководством одного С.С.Воронина. В 1909 году во дворе выстроили двухэтажный дом
с башней, напоминающий боярские палаты середины ХVII века. В нем находились
квартиры сторожей и просфорня. Территорию храма в 1912 году
окружили оградой с тремя воротами. По углам устроили башни и небольшие часовни.
Расположенный на рабочей окраине, храм посещался преимущественно людьми
небогатыми и община испытывала серьёзные материальные затруднения. Строительные
материалы и церковная утварь нередко покупались в кредит. По этой причине храм
не был расписан. В 1914 году во Владимирскую духовную консисторию поступило
обращение общины о разрешении сбора средств на строительство новой колокольни Введенской
церкви. Через два года владимирский епархиальный архитектор
Л.М.Шерер разработал проект высокой кирпичной колокольни в "русском"
стиле. Она должна была располагаться на противоположной от церкви стороне
Большой Шереметевской улицы (ныне проспект Энгельса). Однако это место признали
неудачным, так как колокольня закрыла бы существовавший тогда проезд с
Пограничного переулка на Большую Шереметевскую улицу. Проект остался
неосуществлённым. В 1918 году во Введенской церкви совершил
богослужение патриарх
Тихон, который приезжал в наш город с группой духовенства.
Архиерейский собор 1989 года, посвящённый 400-летию установления патриаршества
в России, постановил причислить патриарха Тихона к лику святых. В начале 1934
года горсовет передал один из приделов храма а пользование общины
верующим обновленческой ориентации. Несмотря на то, что приход Введенской
церкви был достаточно большим, в праздники храм едва вмещал верующих, а численность
обновленческой общины составляла несколько десятков человек, облисполком это
решение утвердил в начале 1935 года. А в конце года церковь полностью передали
общинам обновленцев, перешедших сюда из других, незадолго до этого закрытых
городских храмов. Однако число верующих - приверженцев обновленческого движения
- во второй половине 1930-х годов постоянно сокращалось и уже 7 апреля 1938
года решением облисполкома Введенскую церковь закрыли, так как она
"длительное время для культовых целей не использовалась". В 1930-е
годы интерес к обновленцам утратили не только верующие, но и поддерживающие их
органы власти, поскольку обновленцы не сумели разрушить православие. В церкви
устроили хранилище Областного государственного архива, а внутреннее
убранство было утрачено. Первая попытка открыть храм состоялась в 1942 году,
однако облисполком посчитал, что "к открытию церкви нет никаких
оснований". Только в 1989 году возобновились богослужения вначале
в служебном помещении, а на следующий год - в самом здании церкви. Это сопровождалось
драматическими событиями у стен храма. Четверо женщин объявили
голодовку и провели на церковном крыльце 11 дней, требуя решения вопроса о
возвращении храма верующим. Событие вызвало много откликов как в отечественной,
так и в зарубежной печати. С 27 марта 1991 года по благословлению Священного Синода
при Введенском храме был открыт Свято-Введенский женский монастырь.
На его территории началось строительство жилых корпусов для монахинь.